Главная Главная

Афиша Афиша

Новости Новости

Рейтинг Рейтинг

Контакты Контакты


RSS

МЕЛОДИЯ ДЛЯ ШАРМАНКИ

13 мая 2010
19.00
ФИЛЬМ ОСОБОГО ВНИМАНИЯ NEW!!!

Большой зал дома актера
МЕЛОДИЯ ДЛЯ ШАРМАНКИ
Россия-Украина, 2009, 2:30, кинопленка, стоимость билета 150 рублей.скидка студентам 20% при наличии студенческого мультипаспорта
КИРА МУРАТОВА
Новая лента выдающегося режиссера современности, обязательная для просмотра каждому неравнодушному к жизни киноману
"Ей не изменяет абсолютный слух. В «Мелодии для шарманки», как двадцать лет назад в «Астеническом синдроме», она снова точно ставит диагноз времени" (Лариса Малюкова, "Новая газета").
"Муратова есть Муратова. У нее неповторимый взгляд на мир. Ей свойственна ирония. Ей близок жанр сатиры. "Мелодия для шарманки" - уникальнейший пример сатирического святочного рассказа" (Юрий Гладильщиков, "Российская газета").
МКФ в Москве-2009: лучшая женская роль (Елена Костюк), приз ФИПРЕССИ
«Киношок» Анапа_2009: Гран-при
"Ника-2009": лучший фильм стран СНГ и Балтии



«Мелодия для шарманки» — кинофильм режиссёра Киры Муратовой 2009 года. Премьера картины состоялась в июне того же года в рамках основного конкурса XXXI Московского международного кинофестиваля.

Сюжет

По сюжету главные герои новой картины — двое детей, брат и сестра (по матери), у которых умерла мать. Накануне Рождества их собираются отправить в разные интернаты, но они не хотят разлучаться и сбегают в большой город, чтобы найти своих отцов. Алёна и Никита попадают на улицу и борются за выживание в мире, где до них никому нет никакого дела… Волшебство рождественской ночи с её озабоченными только собой людьми летает в разноцветных воздушных шариках у маленького мальчика, но оно его никогда не согреет.
В ролях

* Роман Бурлака — Никита
* Лена Костюк — Алёна
* Олег Табаков — «Котик»
* Рената Литвинова — «Киса»
* Наталия Бузько — клептоманка
* Георгий Делиев — слепой игрок
* Жан Даниель — шоумен
* Нина Русланова — бездомная
* Николай Слёзка — пассажир
* Яков Кучеревский — Марк


* Режиссёр-постановщик: Кира Муратова
* Авторы сценария: Владимир Зуев, Кира Муратова
* Оператор-постановщик: Владимир Панков
* Художник-постановщик: Евгений Голубенко
* Художник по костюмам: Руслан Хвастов

Награды и номинации

* На XXXI Московском международном кинофестивале картина была удостоена приза Международной федерации кинопрессы и приза Международной федерации киноклубов за лучший фильм конкурсной программы.
* 2009 г. — обладатель Гран-при XVIII Открытого фестиваля кино «Киношок» (Анапа, Россия).
* 2010 г. — победитель премии «Ника» за 2009 год в номинации «Лучший фильм стран СНГ и Балтии».




Кира Муратова, похититель Рождества

Накануне Рождества детдомовские сироты Алена (Косюк) и Никита (Бурлака) от­правляются в областной центр, чтобы отыскать там своих отцов — двух любовников недавно умершей матери-алкоголички. Дети с лицами кранаховских ангелов и жизненными принципами христианских праведников за два с половиной часа фильма проживут одни леденящие сутки, побывают на вокзале, в казино и дорогом супермаркете, а также встретятся — на пару минут с каждым — с доброй сотней традиционных муратовских персонажей в исполнении непрофессионалов и профессионалов. (Рената Литвинова, Олег Табаков, Нина Русланова, Жан Даниэль, Георгий Делиев и так далее — все эти люди настолько вросли в мир режиссера, что иногда сомневаешься, есть ли у них какая-то своя отдельная жизнь.)

«Мелодия для шарманки» — один из лучших фильмов Киры Георгиевны Му­ратовой, а значит — один из самых мучительных. Всю дорогу зритель должен продираться сквозь пелену злобы на режиссера, в пыточном арсенале которой и песни Земфиры, и беззастенчивая сентиментальность, и вечный издевательский намек на возможность счастливого исхода, и дубовая игра двух детей, весь фильм при явном авторском поощрении скорее участвующих в пантомиме про сироток на морозе, чем пытающихся их изображать. На этом фоне трудно восхищаться — но нельзя не признать, что внутренние демоны Муратовой приставлены на этот раз к полезной работе с невиданной прежде эффективностью. Облеченный в освященную традицией форму рождественской трагедии (см. андер­сеновскую «Девочку со спичками») муратовский пессимизм перестает быть причудой режиссера-мизантропа. Часто раздражающая манера ее героев повторять одни и те же фразы как никогда прочно укоренена в сюжете: не увидев, не поверишь, что десять раз произнесенная фраза «Это маринованные огурцы или соленые?» может быть органической частью истории. Главное — обычный для нее безразмерный человеческий паноптикум становится тут социологической статистикой, сообщающей самый пугающий вывод фильма: мало того что с ужасом существования никак не справиться, так еще и любая попытка это ­сделать ведет к катастрофе. Страшнее всего тут сравнительно хорошие, добрые и внимательные люди — и даже если ты каким-то чудом оказался в десяти шагах от невероятного счастливого исхода, всегда найдется кто-нибудь, кто подарит тебе связку воздушных шариков, назовет мальчиком-ангелочком и случайно заставит пойти в другую от счастья сторону.

Говорят, что публикация «Рождественской истории» Диккенса когда-то привела к тому, что Рождество в Англии из религиозного обряда стало праздником доброты и подарков у семейного очага. Если б мы сохранили впечатлительность викторианцев, после «Мелодии для шарманки» Рождество можно было бы вовсе отменять. Но поскольку со впечатлительностью теперь швах, нас едва хватит на то, чтобы последовать примеру последнего из череды персонажей фильма: несколько раз громко икнуть.
Пётр Фаворов




Я не могу припомнить ни единого фильма, с которым можно было бы сравнить "Мелодию для шарманки" Киры Муратовой, вот как ни напрягаюсь - ни единого. И данное обстоятельство пугает меня, настолько увиденное мною выходит за рамки привычного кино. Возникает чувство, будто эта абсурдная одиссея Кая и Герды приснилась мне прошедшей ночью, а быть может и того хуже - то был кислотный трип, который мне нипочем не удастся пересказать.

Едва ли локоничность можно назвать коньком режиссерского стиля Муратовой. Я тут не поленился и нашел точное число персонажей эпопеи "Война и мир" Льва Толстого. Их двести два ( можете пересчитать сами, их полный перечень можно найти хоть в Википедии). Так вот здесь, в "Мелодии для шарманки", их не меньше. Портрет на портрете, и все разные, почти у всех реплики, - неистовый вальс меняющихся ликов, характеров, мелких деталей, многочисленных аллюзий, смыслов, ситуаций. Подлинный "Улисс", только в кино. Вот он, весь наш больной и суетный взрослый мир, лихорадочный вихрь, подхвативший двух сирот и закруживший их в гибельном вальсе.

На протяжение всей этой рождественской антиутопии Алену и Никиту будут отфутболивать от одного угла к другому, от парадной к парадной, на мороз, куда угодно, лишь бы с глаз долой. В самом начале фильма, когда они едут в электричке, коммивояжер предлагает пассажирам прикупить открытки к празднику. Среди них - иллюстрация новозаветной истории об избиение младенцев царем Иродом. Почти сразу же их высаживают с поезда за отсутствие билетов, затем местная шпана обирает их. И это только самое начало. Беззлобные и беззащитные, эти два воробушка совершенно неприспособлены к выживанию, даже когда судьба оказывается к ним благосклонной они и тогда не могут распорядиться свалившейся на их голову удачей. А вокруг мы, Вавилон, скопище грешников и равнодушных обывателей, которым нет никакого дела до двух неоперившихся птенцов, современных Кая и Герды, мы, способные снизойти разве что до брошенного вскользь упрека, но и в мыслях не имеющих помочь Алене и Никите.

В кадре была продемонстрирована весьма незаурядная операторская работа и во многом благодаря ей трехчасовой фильм смотрится, - да, именно так, - на едином дыхании. Звуковой ряд также заслуживает внимания. Аквариумные зависания, когда кинозал погружается в совершенную тишину на целую минуту, удачно чередуются с песней Земфиры "Господа" играющей три раза подряд. Нельзя не отметить и игры главных героев: поначалу складывается впечатление, что Кай и Герда соревнуются между собой, кто из них бездарнее воспроиведет свою роль, но чуть позже становится ясно, что Муратова ни в коем случае не требовала от своих малолетних актеров феерической игры, скорее напротив, - в этой холодной сказке всякие эмоции должны только обозначаться и не более того.

В своей вступительной речи к картине Олег Табаков, сыгравший настоящего дьявола в своей непродолжтельной, но очень важной в смысловом плане роли, напомнил собравшимся зрителям о сказку Пушкина о Золотом Петушке, который немедленно оповещал о любой беде в государстве. "Так вот, - говорит Кот Матроскин, - Кира Муратова этим фильмом аж в набат бьет. Беда! Беда!.."

А через три часа, когда завершился фильм, который, я уверен, просто обязан брать Главный Приз фестиваля, мы все разбежались, будто муравьи из разоренного муравейника. Кто куда.

P. S. Это самая лучшая рецензия к фильму "Мелодия для шарманки" Киры Муратовой. Берману и Жандареву привет!

Кирил Купцынов


  © 2002-2024 samararakurs.ru - Киноклуб "Ракурс" Самара   Поддержка сайта — Студия «TimeDesign»